Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

OK60x60  tg  VK60x60

Дополнительная информация

Основные этапы создания ТОС

ЭТАП 1. Создание инициативной группы и проведение предварительных организационных мероприятий

ЭТАП 2. Установление границ ТОС

ЭТАП 3. Организация и проведение учредительного собрания (конференции)  жителей-участников ТОС

ЭТАП 4. Регистрация устава ТОС

ЭТАП 1. Создание инициативной группы и проведение предварительных организационных мероприятий

Для создания ТОС необходимо образовать инициативную группу из числа граждан, проживающих на соответствующей территории и достигших  16-летнего возраста. (Количество членов инициативной группы не регламентировано и определяется инициативными гражданами самостоятельно) Инициативная группа избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря инициативной группы. Также предварительно нужно разработать проект устава ТОС, определить его наименование.

В соответствии с ч. 9, 10 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в уставе ТОС устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления ТОС.

Кроме того, инициативной группе необходимо определить предполагаемые границы территории, на которой будет осуществляться деятельность ТОС, и получить одобрение у жителей соответствующей территории. Деятельность инициативной группы оформляется протоколом. На предварительном собрании инициативной группы могут быть дополнительно рассмотрены и другие вопросы, связанные с организационными мероприятиями.

ЭТАП 2. Установление границ ТОС

После проведения предварительных организационных мероприятий по определению предполагаемых границ территории ТОС, необходимо подать  заявление об установлении границ ТОС в администрацию муниципального образования. К заявлению прикладываются подписные листы и описание границ данной территории, на которой предполагается осуществление ТОС.  Администрация муниципального образования, получившая соответствующее заявление, рассматривает документы, готовит заключение о возможности установления границ ТОС, разрабатывает и направляет проект решения в представительный орган муниципального образования с описанием границ создаваемого ТОС. Представительный орган муниципального образования на очередном заседании рассматривает и утверждает вышеназванный проект решения.

ЭТАП 3. Организация и проведение учредительного собрания (конференции)  жителей-участников ТОС.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС – это когда в нем принимают участие жители соответствующей территории, достигшие 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС – это когда в ней принимают участие избранные делегаты, представляющие жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

После утверждения границ решением представительного органа муниципального образования инициативная группа проводит учредительное собрание (конференцию), которое оформляется протоколом учредительного собрания (конференции). Уведомление о проведении учредительного собрания (конференции) должно быть доведено до каждого жителя, достигшего 16-летнего возраста, проживающего на территории создаваемого ТОС, либо доведено под роспись в листе уведомления. Перед открытием собрания (конференции) обязательно заполняется список граждан, принявших участие.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста

ЭТАП 4. Регистрация устава ТОС

После проведения учредительного собрания (конференции) граждан и подготовки учредительных документов можно перейти к процедуре регистрации ТОС.

Действующее законодательство предусматривает возможность зарегистрировать ТОС:

без присвоения статуса юридического лица – в администрации муниципального образования;

с присвоением статуса юридического лица в организационно-правовой форме некоммерческой организации – в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальном органе.

4.1  в администрации муниципального образования

Порядок и сроки регистрации устава устанавливается представительным органом муниципального образования. После проведения учредительного собрания граждан уполномоченное лицо подает пакет документов в администрацию муниципального образования для регистрации устава ТОС:

- заявление о регистрации устава ТОС;

- копия решения представительного органа муниципального образования об установлении границ территории, на которой учреждается ТОС;

- протокол собрания (конференции) граждан-участников ТОС (подлинник либо нотариально заверенная копия);

- два экземпляра текста устава, принятого собранием (конференцией) граждан-участников ТОС, прошитого, пронумерованного и заверенного подписью заявителя на последнем листе каждого экземпляра

4.2. в управлении Минюста России по Ростовской области

Порядок регистрации ТОС в форме некоммерческой организации регламентирован ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Зачем нужен ТОС?

ТОС является эффективным инструментом для улучшения качества жизни людей на территории проживания.

Благодаря  деятельности ТОС муниципальные образования получают развитие, укрепляются важнейшие элементы гражданского общества, выявляются и используются внутренние резервы территории, повышается активность населения.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

  • подъезд многоквартирного жилого дома;
  • многоквартирный жилой дом;
  • группа жилых домов;
  • жилой микрорайон;
  • сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
  • иные территории проживания граждан.

ТОС вправе осуществлять следующую деятельность:

  1. организовывать участие населения в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению территории;
  2. совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществлять меры по социальной защите жителей территории;
  3. разрабатывать и принимать программы развития своей территории, вносить в установленном порядке предложения в планы и программы муниципального образования;
  4. принимать участие совместно с уполномоченными на это органами в осуществлении контроля за соблюдением норм и правил по землепользованию, в сфере строительства, торговли, общественного питания, бытового и иного обслуживания населения, иным вопросам, имеющим значение для территории общественного самоуправления;
  5. вносить предложения об улучшении работы общественного пассажирского транспорта;
  6. принимать меры по организации досуга населения, проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий по месту жительства, развитию народного творчества;
  7. направлять в органы местного самоуправления обращения по вопросам, затрагивающим интересы жителей территории;
  8. проводить на своей территории исследования общественного мнения по наиболее важным вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения территории;
  9. содействовать развитию дошкольного воспитания, внешкольной образовательной деятельности и работе клубов по месту жительства;
  10. выступать с правотворческой инициативой, подлежащей обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в установленном порядке;
  11. выступать с инициативой о проведении публичных слушаний;
  12. вести в установленном порядке хозяйственную или иную деятельность, направленную на социально-экономическое развитие и бытовое обслуживание населения в соответствии с целями, предусмотренными уставом территориального общественного самоуправления;
  13. привлекать на добровольной основе средства жителей для развития социальной инфраструктуры территории;
  14. осуществлять общественный контроль за качеством уборки территории, вывоза мусора, работой соответствующих служб по эксплуатации домовладения и устранению аварийных ситуаций.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Регистрация ТОС в форме некоммерческой организации позволяет принимать участие в различных конкурсах и получать гранты на развитие своей территории, получать государственные субсидии. Кроме того, зарегистрированный ТОС может получать муниципальные заказы на благоустройство, самостоятельно определять исполнителя работ на своей территории. Зарегистрированный ТОС имеет право аккумулировать финансовые средства и направлять их на реализацию своих мероприятий, а также иметь в собственности имущество.

Органы местного самоуправления имеют право передать зарегистрированным органам ТОС  для осуществления отдельные муниципальные полномочия.  

На территории Ростовской области первые органы территориального общественного самоуправления стали формироваться еще в начале 90-х годов. Так, в городах Ростове-на-Дону, Батайске и Таганроге, Неклиновском и Белокалитвинском районах, начиная с 1991 года, начали формироваться уличные комитеты.

Информация о моделях развития территориального общественного самоуправления на основе опыта муниципальных образований Ростовской области

1. Софинансирование инициатив ТОС за счет средств муниципального фонда местного развития и поддержки предпринимательства (Октябрьский район).

На территории района создан 41 орган ТОС, их них 25 зарегистрированы в форме некоммерческих организаций.

На территории района функционирует муниципальный фонд местного развития и поддержки предпринимательства, осуществляющиймикрофинансовую деятельность в форме предоставления займов субъектам малого и среднего предпринимательства. Полученные средства от уплаты процентов за пользование займами направляются на поддержку органов ТОС на условиях софинансирования (30% – средства населения; 70% – средства фонда). Финансовые средства фонда предоставляются органам ТОС на конкурсной основе. При главе администрации создана комиссия по отбору наиболее значимых инициатив. ТОСам, зарегистрированным в качестве некоммерческих организаций, средства предоставляются напрямую. НезарегистрированныеТОСы имеют право претендовать на финансовую поддержку только в партнерстве с юридическими лицами.

В 2016 году реализовано 98 местных инициатив на общую сумму 9,6 млн. рублей (установка детских площадок, строительство уличного освещения, отсыпка дорог, строительство колодцев, замена части водопровода), в том числе 16 проектов реализованы на условиях софинансирования за счет средств фонда. 

В 2017 году к реализации запланировано 66 инициатив жителей, на общую сумму 12,5 млн. рублей, в том числе средства фонда – 2,0 млн. рублей.

В социальных сетях создан «Центр поддержки инициатив Октябрьского района», где жители получают консультационную и информационную поддержку.

2. Взаимодействие с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ростовской области»(г. Таганрог).

На территории города создано 36 органов ТОС.

Совместно с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ростовской области» администрацией города 4-й год подряд проводится фестиваль коллективов художественной самодеятельности органов территориального общественного самоуправления Ростовской области, приуроченный ко дню местного самоуправления. В 2016 году в фестивале приняли участие 40 творческих коллективов из городов и сельских районов региона. С 2013 года проводится конкурс среди органов ТОС. В 2016 году участвовали 35 органов ТОС, в финал конкурса вышли 5. Победители награждаются дипломами и денежными премиями за счет средств местного бюджета. Общая сумма денежных премий составила
80 тыс. рублей.

3. Проведение стимулирующих конкурсов (г. Ростов-на-Дону).

На территории города создано 96 органов ТОС, из них 4 в форме некоммерческой организации.

С 2009 года в городе проводится ежегодный конкурс «Лучшее территориальное общественное самоуправление города Ростова-на-Дону». Победители награждаются дипломами и денежными премиями за счет средств местного бюджета. В 2016 году в конкурсе приняли участие 18 органов территориального самоуправления, общая сумма денежных премий составила
118,4 тыс. рублей.